«Немцы разбегались, словно кролики». Как началась эпоха танков

"Немцы разбегались, словно кролики". Как началась эпоха танков

Британский танк Mark IV

К моменту начала Первой мировой технологии вооружений шагнули настолько далеко вперед со времени предыдущих крупных войн в Европе, что для победы оказались нужны не только современное стрелковое оружие, артиллерия и авиация, но и новые подходы к тактике и стратегии.

В первый же год войны стало ясно, что она затягивается: западный фронт представлял собой непрерывную линию траншей от пролива Ла-Манш до границы Швейцарии. Ни Франция с Великобританией, ни Германия не могли добиться значительного продвижения, при этом потери в живой силе были беспрецедентными в истории человечества.

Разработки бронированных боевых машин, способных передвигаться практически по любой поверхности и преодолевать траншея за траншеей многослойную оборону, Великобритания и Франция начали в 1915-м году. Ключевыми их отличиями были гусеницы, мощные силовые установки и достаточно серьезная огневая мощь.

Гусеницы позволяли машине сохранять маневренность в любую погоду, в грязи и в снегу, а также не застревать в окопах и воронках. Большая мощность – преодолевать проволочные укрепления, а вооружение в виде пушек и пулеметов – наносить противнику максимальный урон в ходе атаки.

"Немцы разбегались, словно кролики". Как началась эпоха танков

Британский танк Mark IV

Сухопутный корабль Его Величества

У британских военных первая такая машина создавалась под видом транспортера для воды и для секретности именовалась tank (англ. цистерна) – позднее это название стало общепринятым во многих языках мира.

Первые британские танки официально именовались по аналогии с морскими судами "Сухопутный корабль Его Величества". Модель Mark I и последующие выпускались в "мужской" и "женской" версиях. Первая была вооружена двумя 57-миллиметровыми корабельными орудиями и тремя пулеметами, вторая – шестью пулеметами. В отличие от современных танков, гусеницы поднимались выше человеческого роста, а пушки размещались по бортам в выступающих отсеках.

Британские инженеры совершенствовали конструкцию танка всю войну, а их французские коллеги впервые придумали разместить орудие в башне, вращающейся на 360 градусов. Они же решили размещать двигатель танка сзади. Именно эти особенности французского Renault FT, самого массового в Первую мировую, стали потом типичными для всех бронированных боевых машин.

"Немцы разбегались, словно кролики". Как началась эпоха танков

Французский танк Renault FT

"Теряли голову от ужаса"

Танкистам первой мировой не позавидуешь – двигатель Mark I не был отгорожен от кабины, и экипажу из восьми человек приходилось дышать выхлопами и топливными парами при температуре до 50 градусов. Многие не выдерживали и теряли сознание.

Такие танки британские военные получили летом 1916 года, а впервые использовали их в сентябре того же года во время битвы на Сомме. Тогда нескольким Mark I удалось прорвать первую линию обороны германской армии. Давя гусеницами проволочные ограждения и целые дома, где держали оборону немецкие пулеметчики, они расчищали путь для пехоты, поддерживая ее атаку огнем.

Хотя эти танки были далеки от совершенства, часто застревая и ломаясь, один из участников боев вспоминал: увидев 30-тонных гусеничных монстров, "немцы теряли голову от ужаса и разбегались, словно кролики".

Основной эффект действительно был скорее психологический, машины были еще слишком несовершенны. Они двигались не быстрее пешехода, тонкую броню легко пробивал не только осколок снаряда, но и разработанные немцами специальные бронебойные пули для ружей, а топливный бак мог лопнуть от любого взрыва поблизости.

"Немцы разбегались, словно кролики". Как началась эпоха танков

Немецкий A7V в разрезе

Возможно, именно поэтому германские военные в Первую мировую так и не сделали на танки серьезную ставку. В то время как Британия и Франция выпустили по несколько тысяч машин, немецких A7V было сделано до конца войны всего двадцать. При этом немцы освоили и активно использовали захваченные британские Mark IV.

Решающего вклада в поражение Германии танки, имевшие тогда массу недостатков, не внесли. Но спустя всего пару десятков лет именно они стали определять исход важнейших сражений во Вторую мировую – на Курской дуге, в крупнейшем в истории танковом сражении, принимали участие более 10 000 машин.

В XXI веке расклад опять стал не в пользу бронированных "сухопутных кораблей" – по крайней мере, не в пользу их использования как главной наступательной силы. Современные армии от танков не отказываются, но не применяют их самих по себе – уж слишком это легкая цель для противника, даже если он вооружен только ручными противотанковыми гранатометами. Поэтому, например, передача Украине современных американских, британских и немецких машин принципиального значения на ход боевых действий в зоне не окажет. Современные конфликты одними танками не выигрывают.

Источник

Мы горды предложить вам уникальный проект — ixrust.ru, призванный выполнить просветительскую миссию. Он создан для тех, кто заслуженно считает себя поклонником всемирной «яблочной» корпорации, для тех, кто хочет получать максимум возможного от техники Apple и не желает выпасть из информационного потока.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iXrust.ru